Краткое руководство по организации городского этапа Турнира юных биологов. Часть 1
Вы здесь
Зачем нужен городской этап Турнира? Что это дает?
Надеемся, что Вы уже знакомы с тем, что такое Турнир, биологические бои, и зачем они нужны (http://bioturnir.ru/tub/what). Официальные цели Турнира можно найти в самом начале правил (http://bioturnir.ru/tub/rules/v1), однако важно понимать, что Турнир – это не только соревнование, но и уникальный образовательный процесс, в котором школьники учатся активно применять свои знания, анализировать информацию, вести научные дискуссии и работать в команде. Биологические бои можно использовать для того, чтобы сделать обучение более эффективным, насыщеным и интересным. Однако, Всероссийский ТЮБ проводится всего один раз в год и далеко не все команды, имеющие желание участвовать, могут на него поехать, так как любое мероприятие подобного рода подразумевает некие финансовые затраты (питание, проживание, проезд). Поэтому особую актуальность приобретает вопрос организации местных городских этапов ТЮБ. Так же важно отметить, что организация городского этапа дает дополнительные преимущества командам – будущим участницам Всероссийского ТЮБ (далее – ВТЮБ).
1) Турнир – это соревнование в котором побеждает наиболее сильная и опытная команда. Многих ошибок, допускаемых командой в биобоях ВТЮБ, можно было бы избежать, если бы команда была «сыграна», имела опыт участия и умение пользоваться различными тактическими приемами. Для этого необходима тренировка, лучшая возможность для которой – городской этап. На нем команды приобретают бесценный опыт в режиме реальных соревнований (боев): статистика показывает, что команды-участницы ВТЮБ, которые до этого принимали участие в городских турнирах, выступают в целом успешнее, чем остальные.
2) Городской Турнир позволяет создать турнирную среду дома: появляются сильные соперники из других школ, которые смогут стать хорошими спаринг-партнерами и товарищами, у игроков команд появятся дополнительные стимулы к подготовке и игровой азарт. На данном этапе может возникнуть закономерный вопрос: «А зачем это делать, зачем усиливать конкурентов?». На него есть единственно верный ответ: «Чтобы самому стать сильнее!». В качестве частного примера, подтверждающего этот принцип, можно привести биологическое отделение Кировской ЛМШ, на котором вначале обучались школьники только из Кировской области, а сейчас – это школа для детей, увлеченных биологией со всей России. С тех пор очень сильно вырос как уровень преподавания биологии в школе, так и уровень приезжающих туда школьников – это все вместе создает очень привлекательную среду для общения и обучения. Конечно, такого уровня работы с детьми, как в ЛМШ, было бы трудно достичь, если бы в ней участвовали только школьники и преподаватели из Кирова. Поэтому, чем больше талантливых и заинтересованных людей соберется вместе, тем лучше.
3) Турнир – это повод для общения и новых знакомств, возможность оценить собственные знания и способности, а также сравнить их с таковыми у других участников. Кроме того, турнир служит важным элементом олимпиадного движения в биологии. Такое движение наиболее развито в математическом образовании, где оно имеет богатую историю. Существует множество математических соревнований, конференций и школ, которые проходят параллельно с Всероссийской олимпиадой школьников, и при этом значительно повышают уровень математической подготовки в целом. В биологии такое олимпиадное движение только начинает зарождаться, и турниры – это один из важнейших его элементов. Они позволяют обратить внимание на детей увлекающихся предметом и в последствии привлечь их к участию в олимпиадах разного ранга, способствуют углублению их знаний.
4) Турнир также позволяет развивать и качества учеников напрямую не связанные с предметом:
- коммуникативность, работа в команде;
- способность четко и логично излагать свои мысли, способность к аналитическому мышлению;
- умение организовать рабочее время;
- эффективно работать с литературой, проводить ее глубокий анализ;
Далее мы обобщаем наш опыт в организации городских этапов в Москве и Кирове, в надежде, что он может быть полезен при организации турниров в других городах, однако не стоит это воспринимать как строгую инструкцию отступать от которой нельзя ни на шаг.
Формат и сроки городского этапа
Существует уже отработанная схема: обычно городской этап проходит в течение двух дней (чаще всего это суббота и воскресенье). В первый день на Турнире проводятся жеребьевка команд и первый бой (начало Турнира можно смело ставить на 15.00 – это позволит детям не прогуливать уроки в субботу, потому что для многих школ это может создать проблемы; на жеребьевку отводится час, затем команды сразу расходятся по группам на первый бой – на него три часа ; таким образом все освобождаются к 19.00). Во второй день на Турнире проводятся второй и третий биобои (начать их целесообразно в 10-11 часов (это удобно для команд, участникам которых далеко добираться до школы); к 17-18 часам оба боя должны закончиться; после этого следует подвести итоги (1 час); таким образом к 19.00 все будут свободны). Такая двухдневная схема городского этапа позволяет командам в первый день привыкнуть к формату биобоев, а во второй день выступать уже более успешно.
Лучше всего Турнир проводить во вторые (оптимально) или третьи выходные октября –непосредственно перед ВТЮБ. Это позволит потренироваться и «обкатать» задачи к большому Турниру (после чего еще останется время на их доработку), а так же возможно, что кто-то из команд-новичков примет решение участвовать во ВТЮБ.
Задания городского этапа
Возможны два варианта проведения городского этапа: 1) по задачам из пакета ВТЮБ; 2) по собственным задачам. Опыт показывает, что проводить городской этап лучше всего по задачам из пакета для ВТЮБ, так как это позволяет избежать двойной работы для команд, планирующих выступать на ВТЮБе. Кроме того составление турнирных задач требует большого количества времени и усилий методкомиссии (выдвижение идеи, составление текста, обсуждение, корректировка формулировок и т. д.), что может быть слишком тяжелым для организаторов городского этапа.
Поскольку в городских этапах принимают участие команды с различным уровнем базовых знаний по биологии, включая и команды-новички, из пакета задач для ВТЮБ обычно исключаются 3 наиболее сложные для подготовки задачи (какие – сообщается заранее). Таким образом, пакет задач для городского этапа состоит из 12 задач ВТЮБ. Кроме того, по правилам городского этапа команда может дать «вечные отказы» по 4 задачам (из 12) – это позволит командам сосредоточиться на подготовке только 8 задач, что должно оказаться им вполне по силам и не будет приводить к перегрузке команды на этапе подготовки.
Участники городского этапа
В качестве участников на Турнир приглашаются команды из разных общеобразовательных учреждений города (причем вовсе не обязательно, чтобы это были химико-биологические лицеи). Поиск команд-участниц стоит начинать в конце августа, начале сентября. Дело это нелегкое и требует много усилий, так как биологические Турниры – соревнование достаточно новое для нашей страны, и учителя, как правило, незнакомы с такой формой работы со школьниками. Важно заинтересовать коллег, объяснить им кратко суть мероприятия и то, чем оно может быть полезно их школьникам.
Проводить турнир, в котором участвуют команды только из одной школы (организации), неудобно по ряду причин.
1. Любой команде нужен наставник (тренер), который должен помогать, подсказывать и контролировать работу команды в период подготовки. Как правило, в школе один или два учителя биологии, поэтому подготовить и проконтролировать работу 6-7 команд будет для них проблематично, что плохо скажется на общем качестве мероприятия и полезном эффекте от него.
2. Когда соперник «настоящий», из другой школы (или даже города), а не из параллельного класса, сражаться с ним команде более сложно и интересно. Поэтому важно создать условия, максимально приближенные к «боевым».
Но в то же время ничто не мешает одной школе выставить на Турнир несколько команд. Для проведения Турнира достаточно 6-7 команд-участниц, но более насыщенный и яркий Турнир удается провести, если участвуют 9 и более команд.
Жюри городского этапа
Справедливое и компетентное жюри – это 50% успеха турнира!
В качестве жюри желательно задействовать научных сотрудников институтов и преподавателей местных ВУЗов; бывших «турнирщиков» и олимпиадников, которые теперь стали студентами; учителей-биологов из других школ. Важно сделать жюри как можно более независимым от каких-то отдельных школ или организаций – это позволит избежать различных конфликтных ситуаций («А нас засудили!»). Всех членов жюри стоит заранее проинформировать о сути и особенностях Турнира, о том что каждый из них имеет право на собственную независимую оценку, которую, однако, он должен обязательно обосновывать. Очень важно привлечь в жюри Турнира людей, которые уже видели как проходят биобои (бывшие турнирщики и тренеры команд) – таких людей должно быть минимум 4-5 человек – именно они должны составить костяк жюри и помогать разрешать спорные ситуации во время боев.
Место проведения
Местом проведения Турнира может являться школа или иное образовательное учреждение, с руководством которого следует заранее договориться о проведении мероприятия.
Для проведения Турнира потребуются:
1.1. несколько кабинетов (классов) для проведения боев (если в Турнире участвует 9 команд – 3 кабинета и т. д.);
1.2. кабинет для собраний оргкомитета и жюри;
1.3. актовый зал (или большой класс) для проведения жеребьевки команд, открытия и закрытия Турнира.
2.1. оборудование, необходимое для докладов (обычно это проектор, ноутбук, экран, количество которых равно количеству кабинетов для боев).
2.2. компьютер и принтер в кабинет жюри.
Проводящая организация
Так же стоит позаботиться о том, при поддержке (под грифом) какой организации будет проводиться Турнир. Самый лучший вариант – если это Департамент (Министерство) образования или их подведомственные структуры (например, Центр дополнительного образования, Горметодцентр, Эколого-биологический центр и другие авторитетные организации). К сожалению, потенциально заинтересованные участники обычно смотрят сначала на то, кто это проводит, а потом уже на содержание. Поэтому авторитета лицея или школы может не хватить для организации такого рода мероприятия.
Основные сроки подготовки турнира:
(из расчета что турнир будет проходить во вторые выходные октября)
Третья-четвертая неделя августа – первая-вторая неделя сентября. Общее планирование турнира: поиск команд (создание списка контактов, связь с потенциальными руководителями команд – время на обдумывание вопроса об участии, повторный опрос по участию, консультации по отдельным вопросам в течение этого времени), поиск места проведения и проводящей организации. Для этого этапа необходимо наличие списка задач (12 штук) предстоящего турнира и правил турнира (стереотипных).
Начало третьей недели сентября. Повторный опрос руководителей потенциальных команд-участниц. Рассылка им информационного письма (стереотипного) под грифом проводящей организации с указанием точного места и времени проведения турнира. В письме должно быть указан срок подачи заявки в оргкомитет. На этом этапе возможно дополнительное приглашение команд из других школ в замен отказавшихся на 1 этапе.
Формирование жюри: составление списка, приглашение.
Конец сентября – сбор заявок с команд и контроль ситуации относительно участия команд в Турнире, разъяснение отдельных положений правил (если это требуется). Формирование списка жюри, назначение председателя и его заместителей, выбор эксперта-консультанта.
Первая-вторая неделя октября – непосредственная подготовка к турниру, распечатка материалов, подготовка жеребьевки команд, формирование счетной комиссии.
За день до начала боев – сбор оргкомитета турнира, подготовка помещений к боям и жеребьевке.
За час до начала турнира – общий сбор членов жюри, объяснение критериев оценки, инструктаж членов счетной комиссии.
Что может предоставить оргкомитет Всероссийского ТЮБ для проведения городских этапов:
1) Правила городского турнира
2) Задачи для городского турнира
3) Страничку для размещения всей информации о городском турнире на сайте http://bioturnir.ru
4) Шаблоны информационных писем
5) Образцы протоколов, памяток, бейджей и др. печатной продукции
6) Программу для обсчета результатов турнира, подведения его итогов и печати дипломов
7) Консультации по различным организационным моментам
8) Задания для жеребьевки
9) Все методические материалы, образцы DVD-дисков с информацией о турнире
10) Помощь в работе жюри (необходимо дополнительно обсуждать)
Вторая часть будет содержать более конкретное руководство по подготовке городского этапа и будет доступна тем, кто отважится на этот нелегкий труд. Более подробную информацию можно запросить по электронным адресам, указанным в разделе "Контакты"
Фаил
представлен в формате PDF !!! Для его просмотра необходима
программа Adobe Acrobat Reader, ее можно загрузить
бесплатно с сайта Adobe (~27 Мб)
Или же можно воспользоваться аналогичной бесплатной программой Foxit
PDF Reader, ее можно загрузить
с нашего сайта (1,3 Мб)