Что такое Турнир юных биологов?
Вы здесь
Биологический Турнир (Биотурнир) – это увлекательная и познавательная форма соревнований школьников, в которой учащиеся, кроме фундаментальных знаний по биологии, могут показать свое умение решать научные проблемы, логически мыслить, анализировать, доказывать свою правоту в форме дискуссии с другими школьниками и компетентным жюри. Основная форма соревнований – биологический бой. В 2019 году Турнир будет проходить уже в тринадцатый раз.
Всероссийский Турнир юных биологов
(Проводится с 2007 года)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2007 - 2011 Киров |
2012 - 2013 Казань |
2014 - 2015 Пущино |
2016 Москва |
2017 Москва |
2018 Москва |
Как проходит биологический бой?
Турнир – командное соревнование, которое проводится в виде серии биологических боев. Команда состоит из 3-5 школьников 8-11 классов. Задачи, которые будут обсуждаться на Турнире, публикуются заранее (за полгода до начала соревнования), поэтому каждая команда имеет достаточное время на подготовку.
В биологическом бою участвует три команды, при этом сам бой подразделяется на три раунда.
В ходе такого раунда одна из команд выступает в роли Докладчика – участник из нее представляет подготовленное командой решение одной из турнирных задач, причем сделать это необходимо в виде краткого иллюстрированного доклада. Затем полнота, правильность и обоснованность представленного решения подвергается критической оценке со стороны участника из команды-соперницы, исполняющей роль Оппонента.
Третья команда, участвующая в бою, исполняет роль Рецензента, который наблюдает за работой двух других участников, ходом обсуждения решения и делает заключение о том, насколько полно они справились со своими ролями.
В следующем раунде команды меняются ролями и разыгрывают другую задачу. Ход боя регулирует ведущий, а все действия участников оценивает комиссия из нескольких членов жюри. Команда, набравшая наибольшее количество баллов в ходе боя, объявляется победителем. Во время Турнира проводится несколько туров боев, в результате которых выявляются 3-4 наиболее сильные команды, попадающие в финал, где и определяется единственный абсолютный победитель Турнира.
Щелкните мышкой по картинке, чтобы переключить на следующий слайд
Примеры турнирных задач:
Для обсуждения на Турнире используются задачи открытого типа: не имеющие окончательного и однозначного ответа, допускающие использование разнообразных подходов для их решения. Задачи публикуются заранее, при их решении возможно использование любых источников, а также консультации со специалистами.
«Самый быстрый» Считается, что наибольшую скорость при передвижении по земле способен развивать гепард. Какими анатомическими, физиологическими и экологическими параметрами определяется максимальная скорость движения наземного животного? Как вы думаете, могли ли существовать среди вымерших животных более быстрые, чем гепард?
«Чебурашка» Герой книги Э. Успенского – Чебурашка – случайно попал в нашу страну. Предположите родину героя по его морфометрическим признакам и экологическим потребностям. Каково его систематическое положение и место в иерархической системе живого мира? Можно ли акклиматизировать Чебурашку в умеренной климатической зоне?
«Шестое чувство» Органы чувств многих животных позволяют им улавливать сигналы, недоступные для восприятия человека. Как им это удается? Какое «шестое чувство», встречающееся у рассмотренных Вами живых организмов, было бы наиболее полезным для человека? Оцените возможность соответствующего изменения биологической природы человека.
«Влюбленные» Анализируя состояние влюблённости, выделяют три фазы. Первая — фаза физического желания. Вторую можно назвать фазой радужных надежд; влюбленные в упоении строят планы своего будущего счастья (часто иллюзорные), испытывают огромный прилив энергии, оптимизма, исполнены различных положительных эмоций, веры в собственные силы и т. д. Третья — фаза взаимной привязанности — характеризуется стремлением к покою и тихому счастью в обществе друг друга. А разлука, даже короткая, сопровождается душевными страданиями, приступами депрессии. Как с точки зрения физиолога можно объяснить состояние влюбленных? Что происходит с человеком, с физиологической точки зрения, когда говорят: «Была любовь, да кончилась!»
Что отличает Турнир от других соревнований и олимпиад?
Во-первых, Турнир – первенство командное. На личных соревнованиях каждый – сам по себе, а Турнир учит коллективной работе, что важно, поскольку совместно можно добиться более высоких результатов. Кроме того, игровой момент делает такие соревнования более интересными – требует от команды выстраивания тактики и стратегии выступлений. Отметим, однако, что структура Турнира такова, что каждый участник имеет возможность проявить себя и индивидуально.
Во-вторых, Турнир – это активная и дискуссионная форма соревнований. На Турнире важно не только суметь представить и обосновать свою точку зрения, но и защитить ее в полемике с оппонентами, рецензентами и членами жюри. Как известно, истина рождается в спорах, а биобой – это и есть научный спор. В роли оппонентов и рецензентов школьники учатся анализировать представленные решения: выделять его недостатки и достоинства, правильно формулировать и задавать вопросы, обобщать и давать собственную оценку. Причем все это приходиться делать «на ходу», так как никогда нельзя заранее точно знать какое решение предложит команда-соперница.
В-третьих, Турнир – соревнование, требующее длительной и серьезной подготовки. Для обсуждения в Турнире используется заранее опубликованный список заданий, которые выполняются коллективно. При этом предполагается проведение самостоятельных теоретических исследований; имеется возможность использовать любые источники, а также консультироваться со специалистами. Особенность турнирных задач в том, что они не имеют однозначных решений, а некоторые, с точки зрения современной науки, пока еще вообще не имеют решений. Тем не менее, это не является преградой, ведь при решении подобных задач, требующих максимально творческого подхода, наиболее полно проявляется умение школьников выдвигать собственные идеи, обобщать известные факты, логически рассуждать и даже фантазировать (естественно, в рамках современных научных теорий). Некоторые вопросы Турнира предполагают применение знаний не только биологии, но и математики, физики, химии.
Чем интересно и полезно участие в Турнире для школьников и педагогов?
Развитие навыков работы в команде. Подготовка к биобою и участие в нем предполагают высокий уровень командной работы. Готовность к сотрудничеству, умение планировать и организовывать работу команды являются самыми востребованными навыками в современном мире.
Новые знания по предмету. Работа над задачами Турнира позволяет приобрести большие познания в области биологии и смежных с ней дисциплин. Такое обучение заметно отличается от обычных уроков. Знание, усвоенное в проектной теоретической работе, обычно бывает более прочным. Важно и то, что участники Турнира не просто приобретают новые знания, но учатся тому, как эти знания можно применять для решения творческих задач.
Развитие навыков исследователя. Задачи биологических боев имеют открытые формулировки: полное решение задачи зачастую может быть неизвестно даже ее составителю. Работая над решением таких задач, участники ведут свое собственное маленькое научное исследование, при этом они не стеснены требованием получить четко определенный ответ, а могут полностью выразить свои собственные идеи и даже проявить фантазию.
Умение выступать на публике. Решения задач должны быть представлены ясным, кратким и выразительным образом, сопровождаться продуманной мультимедийной презентацией. Участникам боя приходится вести содержательную дискуссию, быстро и точно задавать вопросы и отвечать на них. Участие в Турнире предоставляет хорошую возможность для приобретения такого рода навыков, что часто недостижимо в формате обычного школьного урока.
Активизация учебной работы по предмету. Педагог, готовящий команду, получает интересные темы для внеклассной работы с учащимися, которым интересна биология, а состязательный формат мероприятия позволяет повысить мотивацию учеников к обучению.
Турнир – только для вундеркиндов?
Нет, в Турнире может участвовать любой, кто любит и умеет решать биологические задачи, ставить опыты, изучать живую природу, умеет работать в команде и хочет получить новые знания и опыт. В биологических турнирах участвует много олимпиадников, но кроме них Турнир привлекателен и для обычных школьников, которым интересна современная биология. Среди участников много универсалов – школьников с очень разносторонней подготовкой, учеников физико-математических лицеев, гуманитарных гимназий.
А кто работает в Жюри и придумывает задачи?
На Турнире сложилась уникальная команда Жюри, составленная, с одной стороны, из высококлассных профессионалов работы с одаренными школьниками, а так же сотрудников и аспирантов МГУ, СПбГУ, ВятГУ, РАН, а с другой — из бывших участников Турнира — студентов МГУ и других сильнейших вузов. Кроме того, на региональных этапах Турнира в работе Жюри принимает участие большое количество специалистов из ведущих ВУЗов региона, а также представителей педагогического сообщества и руководителей команд.
Во-первых, Турнир – первенство командное. На личных соревнованиях каждый – сам по себе, а Турнир учит коллективной работе, что важно, поскольку совместно можно добиться более высоких результатов. Кроме того, игровой момент делает такие соревнования более интересными – требует от команды выстраивания тактики и стратегии выступлений. Отметим, однако, что структура Турнира такова, что каждый участник имеет возможность проявить себя и индивидуально.
Во-вторых, Турнир – это активная и дискуссионная форма соревнований. На Турнире важно не только суметь представить и обосновать свою точку зрения, но и защитить ее в полемике с оппонентами, рецензентами и членами жюри. Как известно, истина рождается в спорах, а биобой – это и есть научный спор. В роли оппонентов и рецензентов школьники учатся анализировать представленные решения: выделять его недостатки и достоинства, правильно формулировать и задавать вопросы, обобщать и давать собственную оценку. Причем все это приходиться делать «на ходу», так как никогда нельзя заранее точно знать какое решение предложит команда-соперница.
В-третьих, Турнир – соревнование, требующее длительной и серьезной подготовки. Для обсуждения в Турнире используется заранее опубликованный список заданий, которые выполняются коллективно. При этом предполагается проведение самостоятельных теоретических исследований; имеется возможность использовать любые источники, а также консультироваться со специалистами. Особенность турнирных задач в том, что они не имеют однозначных решений, а некоторые, с точки зрения современной науки, пока еще вообще не имеют решений. Тем не менее, это не является преградой, ведь при решении подобных задач, требующих максимально творческого подхода, наиболее полно проявляется умение школьников выдвигать собственные идеи, обобщать известные факты, логически рассуждать и даже фантазировать (естественно, в рамках современных научных теорий). Некоторые вопросы Турнира предполагают применение знаний не только биологии, но и математики, физики, химии.
Чем интересно и полезно участие в Турнире для школьников и педагогов?
Развитие навыков работы в команде. Подготовка к биобою и участие в нем предполагают высокий уровень командной работы. Готовность к сотрудничеству, умение планировать и организовывать работу команды являются самыми востребованными навыками в современном мире.
Новые знания по предмету. Работа над задачами Турнира позволяет приобрести большие познания в области биологии и смежных с ней дисциплин. Такое обучение заметно отличается от обычных уроков. Знание, усвоенное в проектной теоретической работе, обычно бывает более прочным. Важно и то, что участники Турнира не просто приобретают новые знания, но учатся тому, как эти знания можно применять для решения творческих задач.
Развитие навыков исследователя. Задачи биологических боев имеют открытые формулировки: полное решение задачи зачастую может быть неизвестно даже ее составителю. Работая над решением таких задач, участники ведут свое собственное маленькое научное исследование, при этом они не стеснены требованием получить четко определенный ответ, а могут полностью выразить свои собственные идеи и даже проявить фантазию.
Умение выступать на публике. Решения задач должны быть представлены ясным, кратким и выразительным образом, сопровождаться продуманной мультимедийной презентацией. Участникам боя приходится вести содержательную дискуссию, быстро и точно задавать вопросы и отвечать на них. Участие в Турнире предоставляет хорошую возможность для приобретения такого рода навыков, что часто недостижимо в формате обычного школьного урока.
Активизация учебной работы по предмету. Педагог, готовящий команду, получает интересные темы для внеклассной работы с учащимися, которым интересна биология, а состязательный формат мероприятия позволяет повысить мотивацию учеников к обучению.
Турнир – только для вундеркиндов?
Нет, в Турнире может участвовать любой, кто любит и умеет решать биологические задачи, ставить опыты, изучать живую природу, умеет работать в команде и хочет получить новые знания и опыт. В биологических турнирах участвует много олимпиадников, но кроме них Турнир привлекателен и для обычных школьников, которым интересна современная биология. Среди участников много универсалов – школьников с очень разносторонней подготовкой, учеников физико-математических лицеев, гуманитарных гимназий.
А кто работает в Жюри и придумывает задачи?
На Турнире сложилась уникальная команда Жюри, составленная, с одной стороны, из высококлассных профессионалов работы с одаренными школьниками, а так же сотрудников и аспирантов МГУ, СПбГУ, ВятГУ, РАН, а с другой — из бывших участников Турнира — студентов МГУ и других сильнейших вузов. Кроме того, на региональных этапах Турнира в работе Жюри принимает участие большое количество специалистов из ведущих ВУЗов региона, а также представителей педагогического сообщества и руководителей команд.
С чего начался Турнир?
Первый Турнир юных биологов состоялся 27-28 января 2007 года в г. Кирове. В нем приняли участие 10 команд из общеобразовательных школ города. Турнир был первым подобным биологическим соревнованием проведенным в России. Организатором Турнира являлся Кировский Центр дополнительного образования одаренных школьников. Посмотреть архив первого Турнира >>>
Вдохновителями проведения Биотурнира в России стали организаторы Всеукраинского Турнира юных химиков, который проводится с 1994 года. Особо стоит отметить роль бывшего председателя Жюри ВТЮХ - Алексея Владиславовича Григоровича и бывшего ведущего ВТЮХ - Руслана Васильевича Шаламова. Именно они помогли сохранить неповторимый дух Турниров и организовать подобное мероприятие в России.
Где и когда проходит Турнир?
Турнир проходит осенью в два основных этапа, каждый из которых является открытым:
1. Региональный этап (ежегодно в сентябре-ноябре), сейчас проводится в 13 городах:
Москва (организатор: Биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова)
Санкт-Петербург (организатор: ЭБЦ «Крестовский остров»)
Киров (организатор: Центр дополнительного образования одаренных школьников)
Новосибирск (организатор: Специализированный учебно-научный центр при НГУ)
Казань (организатор: ГАУ «Республиканский олимпиадный центр»)
Екатеринбург (организатор: Биологический департамент УрФУ имени Б.Н. Ельцина)
Ростов-на-Дону (организатор: Южный Федеральный Университет)
Обнинск (организатор: АНО «Институт передачи биологических знаний»)
Якутск (организатор: ГАУ ДО «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)»)
Пенза (организатор: ГБОУ «Губернский лицей-интернат для одаренных детей»)
Омск (организатор: БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»)
Волгоград (организатор: МОУ ДО «Детско-юношеский центр г. Волгограда»)
Воронеж (организатор: ГБУДО ВО «Воронежская областная станция юных натуралистов»)
За прошедшие годы региональные этапы Турнира стали настоящим праздником для всех любителей биологии – от школьников и учителей, до студентов и преподавателей ВУЗов.
2. Всероссийский (финальный) этап (ежегодно в декабре).
Турнир в 2018 году проходил в Москве (пансионат «Умный лагерь») с 7 по 12 декабря. Ориентировочная стоимость участия во Всероссийском этапе Турнира, включающая оплату организационных расходов, проживания и питания в 2019 году будет известна позже, но в 2018 году она составляла 14 500 рублей за каждого участника и сопровождающего команду взрослого. Более подробную информацию можно найти здесь >>>
Кто организует Всероссийский этап Турнира?
Основной организатор Турнира: Центральный организационный комитет Всероссийского Турнира юных биологов (г. Москва)
Всероссийский Турнир проводится при поддержке Биологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова;
Оператор Турнира: Общество с ограниченной ответственностью "Биотурнир";
Основатель Турнира: КОГАОУ ДО - "Центр дополнительного образования одаренных школьников" (ЦДООШ) при Министерстве образования Кировской области (сайт: http://cdoosh.ru).
ЦДООШ широко известен в России как организатор игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», Уральских турниров юных математиков, Кубка памяти им. Колмогорова, Летней многопредметной школы (ЛМШ), Межрегиональной заочной школы развития.
Вы можете поучаствовать в Турнире юных биологов в качестве:
1) Участника или руководителя команды
Для этого необходимо собрать команду из 3-5 школьников 8-11 классов и подготовить решения задач (задачи для Турнира публикуются заранее). С командой вы можете участвовать во:
--- Всероссийском Турнире (проводится ежегодно в декабре) – участие могут принимать команды из любых регионов России. Здесь встречаются в бою наиболее хорошо подготовленные команды, однако и новичкам участие будет очень полезно: единственный способ стать сильнее - это играть с более сильным противником.
--- Если вы живете в Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Калуге, Якутске, Пензе, Омске, Волгограде и ближайших городах, то вы можете принять участие в региональном этапе Турнира (проходят ежегодно в сентябре-ноябре) - участие в таких Турнирах, как правило бесплатное, однако, в случае необходимости команды из других регионов проживание и питание оплачивают самостоятельно.
2) Болельщика
Турниры всегда открыты для зрителей. В отличие от олимпиад, Турниры очень зрелищны и интересны даже для стороннего наблюдателя. Кроме того, присутствие на Турнире позволит вам лучше понять, что это такое, в чем особенности данного типа соревнований, как лучше готовиться к Турниру и какую пользу он может принести участникам. Возможно, что один раз посетив Турнир, Вы захотите создать свою команду и участвовать в нем в следующем году.
3) Организатора регионального этапа в своем городе
Если вы представляете организацию, которая занимается работой с одаренными школьниками по естественнонаучным предметам, организует различные олимпиады (городского и регионального уровней), летние школы и т.д., то Вы можете инициировать организацию Турнира юных биологов для школьников в своем регионе. Для этого необходимо связаться с оргкомитетом Турнира (конкретно с Пуповым Д.В., почта: danila@bioturnir.ru) и мы поможем Вам подготовить и провести региональный этап.
Отзывы о Турнире юных биологов:
Турнир юных биологов – уникальное для биологического сообщества событие, появление которого, однако, вполне закономерно. Именно такая форма работы со школьниками весьма успешно уже длительное время используется нашими коллегами – математиками и физиками, но в биологическом школьном образовании ничего подобного до последнего времени не существовало. Почему? Наверное, причина кроется в том, что данное сообщество и биологическое олимпиадное движение весьма молоды, а для проведения мероприятий подобного рода необходимо появление некоторой критической массы людей: организаторов, руководителей команд и учителей, увлеченных общей идеей работы с одаренными детьми. Поэтому можно сказать, что Турнир особенно важен для образования и развития неформальных горизонтальных связей в столь юном биологическом олимпиадном движении.
Однако, образовательная ценность Турнира не менее значима, ведь это не только соревнование, но и интенсивный образовательный процесс, в котором школьники учатся активно применять свои знания, анализировать информацию, вести научные дискуссии и работать в команде. Многие из победителей Турнира юных биологов в личном первенстве также участвуют и во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии, часто показывая очень хорошие результаты не только на ее заключительном этапе, но и в составе сборной команды России на Международной биологической олимпиаде.
А.М. Рубцов, Председатель жюри Всероссийской олимпиады школьников по биологии
В отличие от традиционных олимпиад по естественным наукам, в которых, при всех преимуществах этой формы выявления научных талантов, всегда присутствует элемент случайности и редко поддерживаются командные соревнования, Турнир устроен таким образом, что выявляются и поощряются не только и не столько конкретные знания, сколько умение понять и решить задачу, умение объяснить свою точку зрения и понять собеседника, а также умение работать в команде.
В эпоху googl'а и википедии чрезвычайно важно, чтобы школьники и студенты понимали ключевое значение концептуального творческого подхода к решению задач. Слишком часто у современных школьников создается впечатление, что ответ на любой вопрос можно с легкостью найти в Интернете. Часто это действительно так, но такой подход ограничивает студента теми решениями, которые уже были сделаны до него, и никак не способствуют развитию творческого, нестандартного, да и вообще какого-либо мышления. В эпоху, когда перед страной, да и всем человечеством, стоит задача модернизации, навыки творческого решения задач у лидеров следующего поколения чрезвычайно важны. Турнир обучает школьников таким навыкам.
Л.Ю. Ямпольский, доцент Восточно-Теннессийского университета, Теннесси, США
Загрузить буклет с краткой информацией о ТЮБ >>>
Посмотреть презентацию о Турнире юных биологов >>>
О Турнире от команд-финалистов 2018 года >>>