Что такое ЛМШ и зачем она нужна?
Вы здесь
Что такое ЛМШ?
Кировская Летняя многопредметная школа основана в 1985 году и проводится с тех пор ежегодно: смена в 2022 году будет уже тридцать восьмой по счету. ЛМШ - это летний лагерь (проводится традиционно в июле), где школьники сочетают отдых с интенсивными занятиями.
В ЛМШ четыре потока — математический, физический, биологический и химический. Каждый ученик может учиться только на одном потоке. На математический поток принимаются учащиеся, окончившие 6, 7, 8, 9 и 10 классы, на биологический — окончившие 7, 8, 9 и 10 классы, на физический и химический — окончившие 8, 9 и 10 классы.
Обучение состоит из регулярных ежедневных занятий с 9.00 до 13.00 (+ 2 часа после обеда для групп "профи"), а также проводимых во второй половине дня соревнований по предметам, консультаций, кружков, лекций и факультативов. Численность учебной группы обычно не более 20 человек.
Об ЛМШ в сети Интернет:
Страничка Кировской ЛМШ в Интернете: https://cdoosh.ru/lmsh/
Там в разделе «Архивы» можно найти материалы ЛМШ с 1993 по 2021 год.
Познакомиться с мнениями об ЛМШ её учеников и преподавателей, посмотреть фотографии, сделанные в школе, можно в сообществах социальной сети Вконтакте: ЛМШ Киров, ЛМШ.Физики и Кировская ЛМШ - Биологи.
Зачем нужна ЛМШ?
В задачи ЛМШ входят развитие у школьников свойственного изучаемой науке стиля мышления, повышение их общей и профессиональной культуры, подготовка к научной деятельности, воспитание интеллигентности и порядочности. При этом:
– приоритетны активные формы учёбы; в частности, на математическом и физическом потоках многие нужные теоретические результаты ученики "получают сами" через решение целесообразно подобранных и расположенных задач;
– в ЛМШ создаётся культ серьёзной учёбы (точнее, работы): плохо учиться, не уметь решать задачи здесь не престижно; культивируется чувство профессиональной общности;
– каждый преподаватель является одновременно и воспитателем в своей учебной группе: неизбежное в таких условиях тесное повседневное общение преподавателей с учениками позволяет последним воспринимать стиль мышления и поведения своих учителей.
Так тут с утра до ночи учатся?
Учатся в ЛМШ немало. Но умеют здесь и отдыхать. После каждых четырёх учебных дней — один выходной. Для желающих работают различные клубы, факультативы и кружки, проводятся конкурсы, викторины и т.п.; очень популярен клуб интеллектуальных игр. Немало спортивных занятий, проводятся первенства по футболу, волейболу, настольному теннису, шахматам и шашкам, легкой атлетике.
Кто ездит в ЛМШ?
Кировская ЛМШ — всероссийский и международный лагерь. В последней из «доковидных» ЛМШ-2019 учились 438 школьников: 101 кировчанин и 337 школьников из 31 региона России, а также из 6 регионов Казахстана.
Полный список регионов (37) и городов (59), из которых школьники приезжали учиться в ЛМШ-2019: Алтайский край (Барнаул), Белгородская область (Белгород), Вологодская область (Вологда), Воронежская область (Воронеж), Краснодарский край (Краснодар), Курская область (Курск), Москва, Московская область (Балашиха, Быково, Долгопрудный, Жуковский, Зеленоград, Королев, Лыткарино, Ногинск, Одинцово, Раменское, Фрязино), Нижегородская область (Дзержинск, Нижний Новгород, Саров), Новосибирская область (Куйбышев, Новосибирск), Омская область (Омск), Пензенская область (Пенза), Пермский край (Березники, Пермь), Республика Башкортостан (Нефтекамск, Уфа), Республика Дагестан (Махачкала), Республика Коми (Сыктывкар), Республика Мордовия (Саранск), Республика Саха (Якутск), Республика Татарстан (Казань, Набережные Челны), Самарская область (Самара), Санкт-Петербург, Свердловская область (Верхняя Пышма, Екатеринбург, Качканар, Нижний Тагил), Тверская область (Тверь), Тюменская область (Тюмень), Удмуртская Республика (Ижевск, Кез), Ульяновская область (Ульяновск), Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Нижневартовск), Челябинская область (Магнитогорск, Снежинск, Челябинск), Чувашская Республика (Чебоксары), Ямало-Ненецкий автономный округ (Ноябрьск), Ярославская область (Ярославль), Казахстан (Актау, Алматы, Атырау, Кокшетау, Нур-Султан, Павлодар).
В нашей ЛМШ учились многие победители и призёры заключительных этапов Всероссийских и международных олимпиад по математике, физике, биологии и химии за последние годы.
ЛМШ — только для вундеркиндов?
Да откуда же взять больше 400 вундеркиндов? В ЛМШ может попасть любой, кто любит и умеет решать математические задачи, ставить физические и химические опыты, изучать живую природу: надо только любить свой предмет и хотеть им заниматься. А для самых «продвинутых» учеников здесь есть специальные группы «профи», занятия в которых ведут наиболее опытные преподаватели.
А кто тут преподает?
В ЛМШ сложилась уникальная команда преподавателей, составленная, с одной стороны, из высококлассных профессионалов работы с одарёнными школьниками, представляющих различные регионы России, а с другой — из бывших учеников ЛМШ — студентов МГУ, ВШЭ, МФТИ, СПбГУ и других сильнейших вузов. Кроме того, в ЛМШ случаются интересные гости.
Подробнее о преподавателях биологического отделения >>>
О том, как поступить в ЛМШ и сколько стоит обучение читайте в разделе "Поступающим в ЛМШ"
О потоках
Математический поток
В начале обучения проводится тестирование, по итогам которого (с учётом «олимпийской биографии») во всех классах, кроме 6-го, выделяется группа «профи» с повышенным уровнем обучения. Возможно, в этом году отбор в группы «профи» в некоторых классах будет проводиться также с помощью дополнительного домашнего задания, рассылаемого в июне. Обучение дифференцировано по степени подготовленности учеников, но даже в группах для начинающих его уровень достаточно высок. При этом во главу угла ставится обучение не фактам, а идеям и методам их применения.
В конце смены все учащиеся участвуют в устной заключительной олимпиаде, а затем, после интенсивной подготовки, сдают итоговый экзамен, который в ЛМШ по традиции называется «зачётом». Несмотря на скромное название, этот экзамен весьма суров (человек, нормально ответивший на билет, получает только тройку, а для повышения этой оценки ему надо решить несколько задач возрастающей сложности, верное решение каждой из которых повышает оценку в среднем на полбалла), однако из года в год большинство учеников сдают его на 4 и 5.
Физический поток (с 1993 года)
Вступительное тестирование и (в 9 и 10 классах) выделение групп «профи» проводятся так же, как на математическом потоке. Половина занятий посвящена решению теоретических олимпиадных задач, а половина отводится для решения экспериментальных олимпиадных задач. Темы большинства занятий соответствуют школьной программе, но наряду с этим изучаются, например, динамика вращательного движения (9 класс), термодинамика конденсированных систем (10 класс) и т.п. Кроме учебных занятий проводятся факультативы, в том числе «Математика для физиков», физбои, олимпиады. Во внеучебное время для желающих проводятся индивидуальные консультации. По окончании учёбы вычисляется рейтинг учащихся, желающие повысить его сдают зачёт. Отличники учёбы получают персональное приглашение на следующий год.
Химический поток (с 2007 года)
Целью обучения является углубление и расширение теоретических знаний по химии, развитие навыков экспериментальной работы и научно-исследовательских умений. Программой обучения предусмотрено проведение лекционных, семинарских и лабораторных занятий. Помимо групповой работы ведётся и индивидуальная. Для девятиклассников проводятся курсы по термохимии, электрохимии, строении вещества, теории растворов. Отдельно выделен курс решения задач по изученным разделам. Для старшеклассников проводятся курсы по органической, аналитической, неорганической и коллоидной химии, а также физическим методам исследования веществ. На занятиях химического практикума ребята приобретают умения работать с химическими веществами и оборудованием, планировать и проводить химический эксперимент и химические исследования. По окончании обучения всем учащимся предстоит выполнить задания заключительной олимпиады, а также сдать зачёты по всем проводимым курсам.
Биологический поток (с 1998 года)
Целью обучения является углубление и расширение теоретических знаний по биологии, развитие навыков научно-исследовательской работы, умений работы с биологическими объектами в естественных и лабораторных условиях. Программой обучения предусмотрено проведение лекционных, практических, лабораторных занятий, экскурсий. Помимо групповой работы ведётся и индивидуальная. Для семиклассников планируется проведение теоретико-практических курсов по морфологии растений и зоологии беспозвоночных, включающих элементы научно-исследовательской работы в природе. Для восьмиклассников – курсы по анатомии и систематике растений, зоологии беспозвоночных и позвоночных, гистологии. На лабораторных занятиях ребята учатся делать срезы различных органов растений, биологический рисунок, готовить временные микропрепараты, определять растения, анализировать их морфологическое строение, монтировать гербарий, определять беспозвоночных и позвоночных животных. Для старшеклассников — курсы по анатомии и физиологии человека, эмбриологии, биохимии, генетике, физиологии растений, молекулярной и клеточной биологии, эволюции. По окончании обучения всем учащимся предстоит выполнить задания заключительной олимпиады, а также сдать зачёты по всем проводимым курсам.
Подробнее о биологическом отделении >>>