Статьи про ЛМШ
Вы здесь
Оригинал статьи можно найти на сайте журнала "Родительское собрание"
Ушли в леса
Зачем учить математике на берегу Вятки
В этом году я впервые за последние четыре года не поехал преподавать математику в лагерь под Кировом. Зато теперь здесь учатся мои сыновья. И я точно знаю: время, которое они проведут здесь, пойдет им на пользу. И вовсе не в том смысле, что их будут учить выживать в экстремальных условиях. Их будут учить думать.
...Сосновый лес на берегу реки Вятки. 44 гектара неогороженной территории бывшего дома отдыха профсоюзов. Летние домики с комнатами на 4 - 6 человек, в которых в жару - жарко, а в холод - холодно.
Сюда в июле съезжаются более 400 школьников. Причем не только из России. Зачем? Чтобы потратить каникулы самым экзотическим образом: поучиться. Здесь почти двадцать лет подряд работает Летняя многопрофильная школа (ЛМШ), которую организует Центр дополнительного образования одаренных школьников при Кировском департаменте образования.
Ладно, подростков, увлеченных точными науками, еще можно понять. Но ведь учить их приезжают те, кто мог бы проводить лето в куда большем комфорте. Нет, выбирают Киров. Около сотни учителей, доцентов и профессоров так проводят свой отпуск.
В 1985 году здесь было 120 школьников, последние 5 - 6 лет по 400 - 430. Три потока: математический, с параллелями для 6 - 10-х классов, физический (8 - 10-е классы) и биологический (7 - 10 классы). Параллели разделены на учебные группы по 15 - 20 человек. Жизнь проходит по пятидневкам: четыре дня - занятия, пятый - выходной. Как правило, в каждой учебной группе работают два преподавателя и стажер.
...На этот раз я приехал сюда, получив задание редакции оценить работу школы со стороны.
Из разговора с Максимом, семиклассником из Мытищ. В июне он отдыхал на Адриатическом море, в Дубровнике: "Скукотища. Не то что здесь". Вспоминаю собственный опыт. Решив, что перебрал с лекциями, в какой-то день решил "отдохнуть" и задал на 2 часа около 20 сложных геометрических задач на построение. Так вот за эти 2 часа 15 школьников не дали ни на секунду присесть ни мне, ни двум моим помощникам: они все время решали и сдавали задачи. Кажется, здесь ничего не изменилось.
Взгляд основателя
Мы встретились с основателем школы, ее завучем, доцентом Вятского государственного гуманитарного университета Игорем Рубановым. Я попробовал себя в качестве корреспондента, который не знает школу изнутри:
- Чему вы можете научить за месяц детей, которые и так проходят по категории "одаренных"?
- Мы учим не фактам, а идеям и методам их применения. Скажем, ученик должен сам получить необходимый теоретический результат, решив определенным образом подобранные и расположенные задачи. Мы стараемся создать культ серьезной учебы: плохо работать здесь просто непрестижно.
- Говорят, что ваша цель - подготовить школьников к олимпиадам...
- Подготовка к олимпиадам - дело скучное и по большому счету бессодержательное. Специально мы этим не занимаемся. Но тем не менее среди участников Всероссийской олимпиады по математике треть - наши, обучались в ЛМШ.
- Но ведь не круглые сутки вы тут учитесь?
- Конечно, у нас существует обычный "пионерлагерный" набор: от футбола до дискотеки. Но еще наши клубы. Клуб самодеятельной песни, оригами, клуб любителей искусств, театральный, кружок микологов, по психологии и социотехнике, по истории древнегреческой математики, любителей современной русской поэзии... Естественно, интеллектуальные соревнования вроде "Что? Где? Когда?".
- А что-нибудь особенное?
- Обычно точными науками занимаются индивидуально. А у нас проводятся математические, физические и биологические бои внутри параллелей и между классами: в этих командных соревнованиях оттачивается умение решать задачи в коллективе, грамотно оппонировать сопернику.
- Все получилось из того, что задумывали?
- Многое получилось.
- Что главное?
- Я бы сказал, что за двадцать лет работы здесь сложилась система, ориентированная на воспитание интеллигентных людей. Мы формируем профессиональный менталитет, приучаем к интеллектуальной честности. Ну и, конечно, очень важно, что устанавливаются дружеские контакты между специалистами по работе с одаренными школьниками и между самими школьниками. У нас уникальная команда преподавателей, состоящая наполовину из опытных специалистов, наполовину - из студентов и аспирантов - бывших наших учеников. Причем все они живут по тому же распорядку, что и дети. Это касается не только уроков, но и соревнований, игр, викторин...
- Не устали?
- А у нас силы, как и разум, коллективные. Хорошо, что в свое время успели организовать Центр. Без Кати Перминовой, Оксаны Целищевой, Елены Рендаковой, Ильдара Богдалова, других моих единомышленников ничего не получилось. По всей стране есть много друзей и коллег, разделяющих наши принципы, каждый год в школу приходят работать ее выпускники. Иногда, правда, кажется, что все, руки опускаются. Столько неразберихи и прямой дури. Причем с годами не меньше.
Про дурь
"...п. 9.19. Продолжительность занятий кружков допускается...не более 45 мин. для детей старше 7 лет. Для отдельных видов кружков допускается продолжительность до 1,5 часа". Это - из новых санитарных правил отдыха детей в оздоровительных лагерях. По ним ни одна летняя школа - теперь уже не оздоровительный лагерь, и ни на каком месте работы оплатить через соцстрах 30 процентов стоимости путевки нельзя. Совсем странным выглядит указание промывать "дверные ручки в душевых комнатах не реже 3 раз в день горячей водой с моющими средствами...". Да нет в большинстве лагерей ни горячей воды, ни ручек от дверей душевых, ни самих душевых! По новым правилам в каждой группе должен быть и отдельный врач. Но где его найти, кто его с работы отпустит, а если он в отпуске - кто будет платить?
А между тем... Центр завозит в старый дом отдыха все, начиная с семи компьютеров и кончая мелом и гвоздями. Парты и стулья свозят из окрестных сел. Привозит своих шоферов, поваров, банщика, а если получается, то и уборщиц. Организует ремонт крыш. Завозит часть оборудования и посуды для столовой, достает стекло, чтобы подготовить часть пустующих домиков к занятиям. А ведь еще надо зарплату преподавателям и сотрудникам платить и тем школьникам, кто получил в прошлом году пятерку на зачете, 10-процентные скидки оформить. Все это сказывается на цене путевки: 9000 рублей - немалые деньги.
Конечно, если бы лагерь был свой, то за 5 - 6 лет его можно было бы довести до ума. А сейчас какие-либо капитальные вложения бессмысленны.
Парадоксов друг
Такая вот выходит диковатая смесь из низкого и высокого, умного и дурного. В 200 метрах, на турбазе, проспиртованные мужики на мотоцикле пробуют съехать с песчаного берега к реке, а в Клубе любителей искусств Александр Штерн из Омска рассказывает о творчестве Глена Гульда или читает рассказы Честертона. Школьники занимаются по уникальным, мирового уровня разработкам и наперегонки решают сложнейшие задачи, а, пардон, по нужде им приходится бежать в дощатый домик. Преподаватели придумывают новые задачи, но при попытке напечатать листок к следующему занятию обнаруживают, что электричество отключено. Во время учебного дня приезжает команда пожарных и объявляет тревогу, проверяя готовность детей к эвакуации. Из всех одаренных детей справились только шестиклассники: оказывается, самое главное было - после эвакуации сделать доклад по всей форме.
Но детям все равно тут нравится! Нравится то, что можешь проверить свои силы, нравится узнавать и создавать новое, нравится атмосфера ненадуманной серьезности и ненатужной веселости.
Где еще можно увидеть подростков, которые, уже получив 5+ на зачете, хватаются за более сложную задачу на 5++, пыхтят над ней часа 2 - 3 (это в конце июля и после уже решенных 5 - 6 задач) и, не решив, бывает, плачут...
СОВЕТ
Поступить в ЛМШ просто. Надо в феврале послать запрос по электронным адресам sms@extedu.kirov.ru или center@extedu.kirov.ru. Скоро вы получите вариант вступительной работы. Можно послать запрос и письмом по адресу: 610002, г. Киров, а/я 2039. (Юридический адрес: 610002, г. Киров, ЦДООШ, ул. Московская, 33. Тел/факс: (8332) 351503, тел. 351504.)
Имейте в виду: работу ребенок должен выполнить самостоятельно. Несоблюдение этого условия обнаружится на первых же занятиях в ЛМШ, и по действующим положениям договора ученик может быть отчислен, если его реальный уровень не соответствует уровню присланной ранее конкурсной работы. Учебные материалы всех ЛМШ за последние шесть лет можно найти на сайте www.kirov.ru/~center.