Задания Биотурнира в ЛМШ-2018
Вы здесь
Загрузить задания: | в формате MS Word >>> | |
в формате PDF >>> | ||
Задания в базе: | перейти >>> |
Первый биобой (9 июля 19.30)
1. "Непобедимый комар" Человечество придумало множество изощренных способов борьбы с гнусом (от диэтилтолуамида до мутагенной цепной реакции). Злой ученый задался целью создать с помощью современных методов молекулярной биологии наиболее устойчивое к различным способам борьбы кровососущее двукрылое насекомое. Выберите три наиболее уязвимых особенности исходного насекомого для различных методов борьбы, и предложите какие изменения необходимо внести, чтобы их обойти.
2. "Великолепная пятерка" Представьте, что белок-синтезирующий аппарат гипотетической клетки может включать в состав растущего полипептида только пять аминокислот. Какие аминокислоты из 20 протеиногенных вы бы оставили в составе белка, максимально сохранив при этом разнообразие функций белков? Каким образом можно обойти проблемы возникшие при потере структурного разнообразия боковых радикалов аминокислот?
3. "Неопаразит" В последнее столетие технический прогресс сильно изменил привычки и поведение человека. Какие недавно появившиеся особенности жизни современного человека различные паразиты могут использовать для своей выгоды? Предложите модель паразита (описав его систематическую принадлежность и жизненный цикл) наиболее полно использующего особенности образа жизни и поведения современного человека для своей выгоды.
4. "Плесень-ленд" Лучшие ботанические сады мира дают посетителям возможность оценить красоту растений со всех уголков планеты. Представьте, что вам предстоит создать подобный сад грибов и грибоподобных организмов. С какими сложностями при выращивании и содержании сада вам придется столкнуться? Предложите три различные экспозиции вашего плесень-ленда, максимально широко представляющие таксономическое разнообразие данных групп организмов.
5. "АнтиРой" Формирование социальных видов животных ведет к отказу от размножения хотя бы у части популяции особей. Рассмотрите возможные причины и механизмы восстановления этого «права» у всех особей в популяции. Какие морфологические и экологические особенности будут способствовать отказу, хотя бы частичному, от эусоциальности?
Авторы задач: Н.А. Алкин, Т.Ю. Баймак, В.А. Катруха, А.И. Костюк, Н.А. Ломов, Д.В. Пупов, В.В. Суслов.
Второй биобой (19 июля, 19.30)
1. "Охота на Курдля" Станислав Лем описывает способ охоты на крупное животное, когда животное проглатывает охотника вместе с приманкой, а охотник убивает добычу изнутри. С какими преимуществами и недостатками связана такая стратегия хищничества? Предложите модель животных хищника и жертвы, взаимодействующих по указанном принципу, и предположите, в каких группах организмов такое взаимодействие может возникнуть в ходе эволюции.
2. "Дискогусь" Хорошо известны примеры биолюминисценции среди глубоководных рыб, однако это явление не характерно для сухопутных позвоночных. С какими причинами это может быть связано? Предположите, какие функции биолюминисценция могла бы выполнять у наземных позвоночных. Какую экологическую нишу мог бы занимать такой организм? В каком отряде тетрапод он мог бы возникнуть в ходе эволюции?
3. "Прометей" Считается, что «приручение» огня сыграло очень важную роль в эволюции предков человека. Предложите наиболее примитивный модельный организм, который был бы способен разводить, использовать и поддерживать открытый огонь. С какими преимуществами и недостатками будет связана такая экологическая стратегия?
4. "Трансляция ДНК" Центральная догма молекулярной биологии несколько раз уточнялась, но до сих пор в природе не обнаружены случая трансляции непосредственно ДНК, хотя с химической точки зрения этот процесс возможен. С какими преимуществами может быть связана трансляция ДНК? Предположите, каким организмам он мог бы быть выгоден. Какие недостатки и проблемы сопряжены с трансляцией ДНК и как они могут быть решены выбранным Вами модельным организмом?
5. "Черная Земля" Пигменты фотосинтезирующих организмов поглощают весь спектр видимого света кроме зеленой его части, что выглядит неэффективным. Каким организмам было наиболее выгодно освоение «зеленых» фотонов? Как при этом изменится структура фотосинтетического аппарата? К каким экологическим последствиям могло бы привести появление таких фотосинтетиков?
Авторы задач: А.А. Агапов, И.А. Акутин, В.С. Вьюшков, В.А. Катруха, А.И. Костюк, И.А. Кузин, Н.А. Ломов, А.В. Олина, Д.В. Пупов, Г.Н. Ходырев, М.В. Шевченко, В.В. Ярошенко.