Краткие правила Турнира юных биологов
Вы здесь
Это очень краткий вариант правил биологического боя!
Полные правила Турнира юных биологов вы можете посмотреть здесь >>>
Турнир юных биологов является командно-личным соревнованием школьников в решении биологических заданий проблемного характера, представлении решений в убедительной форме и защите их в научной дискуссии (биологическом бое).
Цель турнира: создание условий для реализации и развития творческих способностей учащихся.
Задачи:
1) привлечение школьников к практической научной деятельности;
2) усиление межпредметных связей;
3) активизация внеклассной работы по биологии;
4) формирование у учащихся интереса к биологии;
5) поиск школьников, способных применять знания по биологии и находить оригинальные решения;
6) обучение нормам и стилю работы в творческих коллективах;
7) привлечение ведущих ученых, студентов и аспирантов к работе со школьниками;
8) повышение профессионального уровня преподавателей и учителей.
Задания Турнира
Для обсуждения на Турнире используется заранее опубликованный список заданий. Это задания открытого типа: не имеющие окончательного и однозначного ответа, допускающие использование разнообразных подходов для их решения. Условия заданий сформулированы максимально кратко и не содержат всех необходимых для решения данных, поэтому часто необходимо самостоятельно сделать определенные допущения, выбрать модель для построения ответа. Задания выполняются коллективно. Решение заданий предполагает проведение самостоятельных теоретических исследований с использованием различных информационных источников. Разрешается помощь при подготовке решений со стороны наставников команд, а также различные консультации со специалистами.
Участники Турнира
В Турнире принимает участие команда, состоящая из минимум трех, а максимум пяти учащихся 7-11 классов общеобразовательных учебных учреждений, а также 1-2 курсов средних профессиональных учебных заведений. В Турнире возможно участие сборных команд разных учебных заведений. Личный состав команды не может изменяться на протяжении всего Турнира. Команда возглавляется капитаном, который заявляется один раз перед началом Турнира, и является официальным представителем команды во время проведения соревнований. Команду сопровождает руководитель. Руководитель команды несет ответственность за жизнь и здоровье членов команды. Руководитель команды по согласованию с Председателем Жюри имеет право принимать участие в Турнире в качестве члена Жюри или зрителя.
Правила биологических боев
1. Участники боя
В каждом бое принимают участие 3 команды. Бой проводится в 3 действия (раунда). В каждом действии (раунде) команда выступает в одной из трех ролей: Докладчик (Д), Оппонент (О), Рецензент (Р). Перед началом боя проводится знакомство членов команд, Жюри и Ведущего. Роли в первом действии между командами распределяются по результатам конкурса капитанов. Задания для конкурса капитанов формируются комиссией Жюри и оглашаются Ведущим боя непосредственно перед началом каждого боя. Корректность проведения конкурса и правильность ответов оценивают члены Жюри. Во всех группах конкурс проводится одновременно по одинаковым заданиям. Команда, выигравшая конкурс, первой выбирает роль в первом действии (раунде) боя. В дальнейших действиях (раундах) команды обмениваются ролями по следующей схеме:
Команда | Действие (раунд) | ||
1 | 2 | 3 | |
1 | Д | Р | О |
2 | О | Д | Р |
3 | Р | О | Д |
2. Регламент одного действия (раунда) боя
В ходе одного действия (раунда) команды обсуждают одну задачу. В роли Докладчика или Оппонента или Рецензента от каждой команды участвует только один человек, остальные участники не могут ему помогать и подсказывать до конца действия (раунда) боя.
1. Команда «Оппонент» предлагает команде «Докладчику» задачу для решения (совещание внутри команды) - 1 мин.
2. Команда «Докладчик» принимает или отклоняет задачу (совещание внутри команды) - 1 мин.
3. Подготовка к докладу (презентации с решением заданий готовятся дома заранее!) - 1 мин.
4. Выступление Докладчика (представление решения, один человек у доски) - 7 мин.
5. Уточняющие вопросы команды «Оппонента» к Докладчику и ответы на них - 2 мин.
6. Подготовка к оппонированию (совещание внутри команды) - 2 мин.
7. Выступление Оппонента (анализ решения и вопросы, один человек у доски) - 5 мин.
8. Полемика между Докладчиком и Оппонентом (у доски) - 3 мин.
9. Уточняющие вопросы команды «Рецензента» к Докладчику и Оппоненту, и ответы на них - 2 мин.
10. Подготовка к рецензированию (совещание внутри команды) - 2 мин.
11. Выступление Рецензента (краткая оценка выступлений и вопросы, один человек у доски) - 3 мин.
12. Общая полемика между Докладчиком, Оппонентом и Рецензентом (у доски) - 5 мин.
13. Вопросы и замечания от команд в порядке: «Оппонент», «Рецензент», «Наблюдатель», «Докладчик» (задаются из команд с места) - по 2 мин.
14. Вопросы от членов Жюри к Докладчику, Оппоненту и Рецензенту (находятся у доски) - 5 мин.
15. Заключительное слово в порядке: Рецензент, Оппонент, Докладчик (у доски) - по 30 сек.
16. Выставление оценок (участники выходившие к доске возвращаются в свои команды)
17. Комментарии от членов Жюри - 3 мин.
18. Вопросы членам Жюри от команд по выставленным оценкам - 3 мин.
19. Дополнительные выступления (при необходимости).
3. Выступление команд на протяжении боя
ДОКЛАДЧИК докладывает суть решенной командой проблемы, согласно поставленной задаче, акцентируя внимание на ее биологическую идею и выводы; может использовать презентации, рисунки, плакаты, фотографии, видеофрагменты и прочие материалы. В дальнейшей полемике Докладчик отвечает на вопросы от Оппонента, Рецензента, членов Жюри.
ОППОНЕНТ высказывает замечания к докладу, задает вопросы Докладчику, выясняет неточности, ошибки в понимании проблемы и в предложенном решении. Оппонент должен указать на положительные моменты и обосновать принципиальные недостатки, как в решении задачи, так и в выступлении Докладчика. Оппонент не может предлагать собственного решения задачи!
РЕЦЕНЗЕНТ дает краткую оценку выступлениям Докладчика и Оппонента, определяет, насколько полно они справились со своими обязанностями, анализирует понимание обсуждаемой проблемы Докладчиком и Оппонентом. Рецензент имеет право задавать вопросы и Докладчику, и Оппоненту. Рецензент не может предлагать собственного решения задачи!
4. Ограничение числа выступлений
Каждый участник команды на протяжении одного боя может выступать не более чем 2 раза. Выступлениями считаются участие в качестве Докладчика, Оппонента, Рецензента. Уточняющие вопросы с места, участие в общей полемике выступлением не считаются.
5. Оценка выступлений команд
После каждого действия (раунда) члены Жюри выставляют командам оценки с учетом всех выступлений членов команд, их ответов на вопросы и участия в полемике. Оценки, выставленные членами Жюри, являются основанием для подведения личного и командного первенства. При оценивании работы команд во время биологического боя необходимо учитывать следующие критерии:
для Докладчика - полнота решения задачи; научность и оригинальность решения; культура выступления; умение четко и конструктивно преподносить модель предложенной задачи; умение убедительно изложить суть решения задачи; умение обращать внимание слушателей (команд и зрителей) на основные идеи и выводы; умение вести полемику, давать полные, исчерпывающие, убедительные ответы на поставленные вопросы уточняющего характера; наличие и качество наглядных пособий.
для Оппонента и Рецензента - культура выступления; умение анализировать; умение быстро ориентироваться в предложенном решении задачи; умение раскрывать положительные и отрицательные моменты предложенного решения задачи; умение выслушать и понять собеседника; умение вести полемику; умение задавать вопросы уточняющего характера.
Оценивается работа не только отдельного человека, а команды, поэтому при выставлении оценок учитывается степень взаимодействия между членами команды и активность всех членов команды на разных этапах действия (раунда) боя.